Кхечари Мудра – метод перенаправления осознания

khechari3Упражнения с общим названием «мудры» имеет очень большое значение в практике Хатха- и Раджа-йоги. Они предназначены для перенаправления потоков энергии и фокуса внимания. Если сравнить поток энергии с рекой, то мудры – это плотины, с помощью которых мы меняем русло реки для более эффективного использования её потенциала. То же касается и внимания – с помощью мудры, осознание человека привлекается и легко удерживается на определенных органах и энергетических центрах, что также увеличивает эффективность их работы.

Кхечари в древних текстах

Кхечари Мудра упоминается в очень многих трактатах по Хатха-йоге. В них она превозносится как наивысшая из всех мудр, и указывается, что ее освоение дарует все сверхспособности и подводит к целям всех йог.

Хатха-Йога Прадипика:

«3.39. Нет болезни, нет смерти, нет Нидры (сна без сновидений), нет помрачения ума, нет ни аппетита, ни голода, ни жажды у того, кто практикует Кхечари-мудру.

3.40. Тот, кто практикует Кхечари-мудру, не подвержен болезням. Карме и действию времени.

3.41. Мудрецы назвали эту мудру Кхечари, так как ум и язык, достигнув Кха, выходит за пределы времени. («Кха» обозначает одновременно и пространство Брахмана, «эфир» и небо, и нёбо в верхней части рта, которого касается язык, повернутый назад.- Прим. пер.)

3.42. Кхечари-Мудра закрывает отверстие нёба, и семя не покидает человека, даже если он держит в объятиях желанную женщину».

 

Шива Самхита:

«4.31. Сидя в Ваджрасане, взгляд устреми между бровями, а язык помести в углублении над горлом, в устье источника нектара.

4.32. Йогин, ежедневно пьющий этот нектар, достигнет Виграха-сиддха (власть над своим телом) подобно льву, побеждающему слона смерти.

4.33. Кхечари даже самого нечистого делает чистым.

4.34. В одно мгновение он пересекает океан грехов и, испытав блаженство мира богов, рождается в благородной семье.

4.35. Для практикующего Кхечари-мудру настойчиво, сотни периодов Брахмы — как несколько минут.

4.36. Благодаря Кхечари-мудре достигается высочайшая  цель (Йоги) и все грехи побеждаются.

4.37. Храни ее в тайне и не открывай никому».

 

 

Объяснение практики

khechari4Язык – очень чувствительный орган. На нем сконцентрировано огромное количество вкусовых рецепторов и нервных окончаний. Через язык мы познаем вкусовые ощущения, а у многих вкус является одним из ведущих органов чувств. Например, маленькие дети очень часто тянут все в рот.

Как есть мудры для пальцев рук, так есть мудра и для языка. В Кхечари Мудре он заворачивается назад, стремится «быть проглоченным». Это маленькое действие сильно меняет общую картину чувственного восприятия. Это ощутимо даже в обычном состоянии. А когда йогин производит Кхечари Мудру со всей силой йоговской концентрации, ее эффект распространяется на весь конгломерат человеческих проявлений, а результат усиливается во много-много раз.

Действие Кхечари Мудры объяснялось многими учителями йоги. В общем можно сказать, что эта практика значительно усиливает интроспекцию и легко вызывает однонаправленность в мышлении, а энергия при выполнении Кхечари Мудры направляется к высшим чакрам, вызывая возвышения уровня осознания.

 

Кхечари Мудра методом Хатха-Йоги

khechari2В древних трактатах описывается вариант выполнения Кхечари мудры по методике Хатха-Йоги. Для большинства людей этот метод неприемлем. Его выполнение требует обязательной помощи Специалиста, который в совершенстве овладел этой техникой и вправе оказывать эту помощь.

Кхечари Мудра физически выглядит как заворачивание языка назад, как бы с целью заглотить его. Этому процессу естественно мешает перемычка между языком и нижним небом. Мастера Хатха-Йоги обнаружили, что эту перемычку можно растянуть с помощью специальных надрезов на ней, заворачивая при этом язык все дальше и дальше назад. Постоянно практикуя это упражнение, они добивались полного успокоения разума и контроля над потоками своих энергий.

Хатха-йогин, овладевший Кхечари Мудрой этим методом, может регулировать потоки дыхания через правую и левую ноздрю без помощи рук, просто зажимая проходы изнутри языком.

 

Кхечари Мудра методом Раджа-Йоги

khechari1Разрезать себе уздечку языка – для многих слишком уж радикально. И действительно, в этом нет большой необходимости. В современную эпоху, для нынешнего уровня развития человека, значительно эффективнее использовать Кхечари Мудру в варианте Раджа-Йоги.

Для этого язык поворачивается назад настолько далеко, насколько это возможно, чтобы не испытывать при этом неудобства. В таком положении Раджа-йогин направляет свое внимание на кончик языка и достигает наивысшей степени концентрации.

Именно этот вариант Кхечари Мудры мы и рекомендуем использовать в индивидуальной практике.

 

В соединении с бандхами

Многие задержки дыхания во время практики пранаямы рекомендуется делать одновременно с бандхами – замками. Практика Кхечари Мудры может быть соединена с Джаландхара Бандхой.

Джаландхара Бандха – это горловой замок. Он выполняется во время задержки дыхания на вдохе и на выдохе опусканием подбородка на грудь. Его суть — это «сжатие» энергетических потоков в области горла и Вишуддхи-чакры.

Во время выполнения Джаландхара Бандхи язык легко может быть завернут назад и сложен в Кхечари Мудру. В результате практикующий извлекает пользу от обоих этих техник.

 

Вместе с Анулома Вилома пранаямой

Анулома Вилома– простая и очень эффективная техника пранаямы. В ней вдох и выдох осуществляется попеременно через разные ноздри. Вдох через левую, выдох через правую ноздрю, вдох через правую, выдох через левую.

Если во время выполнения этой дыхательной практики язык будет завернут в положение Кхечари Мудры, это значительно усилит результативность пранаямы.

 

Вместе с СО-ХАМ медитацией

meditationСО-ХАМ медитация – одна из простейших медитативных техник. Она может использоваться каждым. И каждый может познать пользу от нее. И эта польза  может быть усилена практикой Кхечари Мудры.

Во время СО-ХАМ медитации йогин концентрирует внимание на естественных потоках дыхания. Он созерцает свой собственный вдох и выдох. Если при этом язык сложен в Кхечари Мудру, степень сконцентрированности значительно возрастает. Это вызвано и специфическими особенностями самой мудры, и тем, что во время выполнения Кхечари, дыхание становится более «шумным» и человек может явственнее слышать потоки воздуха в районе горла.

Продолжительность выполнения Кхечари Мудры в соединении с медитативными практиками может быть очень разной. Начинающим будет сложно выдержать эту Мудру более 2-3 минут. Опытные практикующий могут удерживать язык завернутым очень долго. Самое главное – это не испытывать боли. Как только язык испытывает даже малейший дискомфорт, Кхечари нужно прекратить и позволить языку отдохнуть.

 

Удачи вам!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s